?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я не хочу сказать, что современное образование играет какую-то ненастоящую роль. Просто есть существенное отличие того, что о нем говорят, и что оно есть на самом деле. Человечество ожидает от своей образовательной системы очень многого и не хочет замечать, что не получает и малой доли своих ожиданий и не замечает того простого факта, что жизненно важные задачи, не мечтания, а именно жизненно важные задачи действительно решаются. А кто виноват, что наши так называемые «жизненно важные задачи» и сегодня – это уметь читать, писать, считать. Но вообще-то, я глубоко неправ утверждая, что «человечество ожидает». Большая часть наших сограждан и не наших собственно ничего особенно не ожидает, а только добросовестно или не очень потребляет предлагаемое. А ожидания существуют только в головах отдельных педагогических мечтателей.
Мечтатели, впрочем, бывают разные. Антон Семенович Макаренко тоже мечтатель и в какой-то степени утопист (но не диванный, а реально работавший на свою мечту). Он хотел, чтобы со временем люди перестали писать педагогические поэмы, и была написана простая деловая книга о методике коммунистического воспитания. Книга так написана и не была.

Все дело в ориентире на ближайшие цели

Почему так и не создана методика коммунистического воспитания, или капиталистического или какого-нибудь еще, окончательная и бесповоротная? По двум фундаментальным причинам. Во-первых, для того, чтобы появилась такая окончательная педагогика необходимо, чтобы появилось окончательное общество. Но таковое общество скорее всего будет обозначать не вершину прогресса, а начало окончательного упадка. Вторая причина не менее интересна. Вторая причина не дает появиться, не просто окончательной педагогике, но и ориентирующейся на перспективные цели.
Есть сейчас такой хороший термин «Мэйнстрим», что переводится как основной поток. И вот этот основной поток (не педагогический а общечеловеческий) сегодня является решающей силой в определении целей, методов и средств педагогики. И это так с тех пор как появилась потребность во всеобщем образовании и до современных дней. Индустриализация потребовала массовой грамотности и появилась классно-урочная система. Развитие информационной техники в конце 20 века выдвинуло идею сделать информационные технологии краеугольным камнем обучения. Таким образом, педагогика не имеет своих идей, она просто служит мэйнстриму. А все потому, что мэйнстрим по какой-то причине считается, чуть ли не объективной закономерностью, а следование ему делом естественным. Люди начинают искать объективные, почти природные законы в собственных делах, как будто нет у нас ни свободы воли, ни разума способного к рефлексии. Впрочем, может быть так оно и есть.

А настоящая цель – постбиологическая эволюция человека

Есть некоторое подозрение, что эволюция нашей расы еще не завершена. Впрочем, может быть именно биологически все уже вполне оформилось, но вполне очевидно, что использовать свои собственные возможности мы еще почти не умеем. Так вот я думаю, - главная цель педагогики и системы образования заключается в развитии разума, не передаче совокупного опыта человечества и накопленного знания, а именно развитие разума. И это цель лишь промежуточная, разум это всего лишь инструмент, который позволит раскрыть человеку свои возможности и, завершить эволюцию. Впрочем, промежуточной эта цель является для человечества, для педагогики она (развитие разума) окончательная. После этого педагогики уже как таковой просто не будет. Человеку разумному она без надобности.

С уважением Виталий Потопахин www.lotos-khv.ru

lotos-khv@yandex.ru

Profile

vitalyp
vitalyp

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel