vitalyp (vitalyp) wrote,
vitalyp
vitalyp

Category:

Рассуждение 14. Что есть образование, а что не вполне

Сейчас очень много говорится о вреде ЕГЭ и говорится убедительно. Но мне так кажется, что критики единого экзамена несколько не о том говорят. Давайте вспомним, что по сути ЕГЭ это всего лишь экзамен, то есть форма контроля знаний и не более того. Контроль же знаний вещь не вполне педагогическая. Хоть и существует в дидактике раздел занимающийся изучением форм контроля, но я полагаю, что все это не от потребностей педагога. Учитель, если он хороший учитель, в прямом контакте с учеником, даже на уроке в классе с множеством учеников, видит, кто есть кто и кто чего стоит, для него нет необходимости в специальных формах контроля и тем более таких алгоритмизированных. ЕГЭ, как и любой другой экзамен нужен только государству, которое хочет знать, кто, сколько из его граждан стоит. Поэтому ЕГЭ разрушить образование не может в принципе, образование и экзамены существуют в разных реальностях, хотя и пересекающихся по времени (но не по смыслам).
Реальная проблема заключается в том, что «передовая педагогическая мысль» и управленцы загоняют образование в жесткие схемы, в которых было бы предельно ясно, что за чем идет и что для чего нужно. Этим самым взрослые и вроде бы умные люди становятся на позицию плохих и ленивых школьников, которые свое нежелание учиться закрывают вопросом, а зачем мне это нужно. Вопрос на самом деле бессмысленный. Есть вещи, необходимость которых ясна до их получения, так сказать по природе нашей, это пища, жилище, одежда и т.д. Образование, как часть культуры относится к тем сложным вещам, понять которые можно только ими овладев. Образование и интеллект должны быть самоцелью без объяснения, почему это нужно. Будда, например, не мог объяснить свое учение, он мог показать только путь пройдя по которому можно было стать Буддой и тогда уже все понять самому, так же дела обстоят и с образованием. Чтобы понять его ценность необходимо стать образованным человеком и все тут. Иного просто не дано. Но «передовая мысль» решила, что все должно быть понятно и находиться в рамках умопостигаемых компетенций, причем умопостигаемых умом еще не развитым. А отсюда профанация, примитивизация всего образования. ЕГЭ тут просто рядом случился, это уже вспомогательное явление.

П.С.

И еще, я думаю, было бы полезно отделить образование, как форму развития личности и образование, как способ получения полезных умений и навыков для жизни и работы в обществе. Если научится разделять эти две вещи, то станет понятным, что ныне довлеющий подход к образованию, это подход к образованию второго рода. Впрочем, он и для него сомнителен, а для образования первого рода просто вреден. И кстати человек образованный в первом смысле может вполне получить и образование второго вида, а вот обратное неверно.

C уважением Виталий Потопахин www.lotos-khv.ru

lotos-khv@yandex.ru
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments