vitalyp (vitalyp) wrote,
vitalyp
vitalyp

Category:

Рассуждение 15. Школа одного учителя

Вообще, мне кажется, что в нашем образовании все не так уж плохо. Можно много встретить мнений о катастрофическом состоянии дел в этой сфере. Но надо понимать, что если дела обстоят не так как бы этого хотелось, то это еще не катастрофа. Проблема современного восприятия системы образования заключается в том, что, во-первых, мы ожидаем от неё слишком многого, а во-вторых, живем мифами прошлого, я имею ввиду «самую лучшую в мире советскую систему». Может быть она и была лучшей, но не в том смысле, что была способна решать некие сверхзадачи, в том, что вокруг неё дела обстояли еще хуже.
Еще один миф происходит от того, что успехи системы образования перекладывали на школу, а причем тут школа еще надо очень серьезно разбираться. В советское время была мощная система дополнительного образования, которая давала детям очень существенные стимулы к развитию, в вузах было принято привлекать студентов к исследовательской деятельности, причем реальной, не сводимой к поиску чего-то в Интернете. А реально школа, как и тогда, так и сейчас дает массовому школьнику только базовые знания и базовые навыки и не больше. И если мы положим, что это и есть реальная задача школы то можно будет обнаружить, что она её в общем-то решает, почти настолько, насколько это возможно.
Что здесь реально необходимо? Действительно было бы полезно убрать массовое поветрие создавать физмат-школы и физмат классы в каждой школе, в которых из детей пьют кровь не очень грамотные педагоги требуя невозможного. Если перейти к реальным задачам, решаемым в условиях массовой классно-урочной системы, в которой работают массовые педагоги, то из школы уйдет огромный напряг и для детей и для педагогов и для государства. При этом, мы в образовании ничего не потеряем, потому как сейчас школа гонится за неосуществимым, и ведь все равно ничего не получается и не получится.

О роли интеллигенции

Понятно, однако, что общество, имеющее только такую массовую школу, как я описал выше, развиваться не сможет. В состоянии школа обеспечить интеллектуальный потенциал или нет, а он, этот потенциал все же нужен. И это означает, что нам необходим новый образовательный институт, например, качественно новый уровень дополнительного образования, которое из дополнительного должно стать непрерывным. Просто необходимо, чтобы масса людей имеющих действительно высокий интеллектуальный уровень и умение интеллектуальной работы пришла к детям.
Надо сделать упор не на мифические педагогические знания, которых кстати, нет и у дипломированных педагогов, а на реальный багаж знаний и умений. Недаром еще Макаренко сказал, что дети любят и уважают тех людей, которые прежде всего умеют делать свое дело. Вот такая идея – масса маленьких школ одного учителя – физика, математика, программиста, технолога, изобретателя и т.д. и т.д. Через такого человека ученик сможет реально выйти на хороший уровень профессиональной деятельности и получит профессию в таком виде, что его уже не надо будет переучивать. Кстати зачатки такой системы уже были на заре цехового производства. Если помните мальчиков отдавали мастеру в обучение и он реально становился мастером, не диплом получал, а мастером становился.

С уважением, Виталий Потопахин

lotos-khv@yandex.ru

www.lotos-khv.ru
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments