?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вообще, мне кажется, что в нашем образовании все не так уж плохо. Можно много встретить мнений о катастрофическом состоянии дел в этой сфере. Но надо понимать, что если дела обстоят не так как бы этого хотелось, то это еще не катастрофа. Проблема современного восприятия системы образования заключается в том, что, во-первых, мы ожидаем от неё слишком многого, а во-вторых, живем мифами прошлого, я имею ввиду «самую лучшую в мире советскую систему». Может быть она и была лучшей, но не в том смысле, что была способна решать некие сверхзадачи, в том, что вокруг неё дела обстояли еще хуже.
Еще один миф происходит от того, что успехи системы образования перекладывали на школу, а причем тут школа еще надо очень серьезно разбираться. В советское время была мощная система дополнительного образования, которая давала детям очень существенные стимулы к развитию, в вузах было принято привлекать студентов к исследовательской деятельности, причем реальной, не сводимой к поиску чего-то в Интернете. А реально школа, как и тогда, так и сейчас дает массовому школьнику только базовые знания и базовые навыки и не больше. И если мы положим, что это и есть реальная задача школы то можно будет обнаружить, что она её в общем-то решает, почти настолько, насколько это возможно.
Что здесь реально необходимо? Действительно было бы полезно убрать массовое поветрие создавать физмат-школы и физмат классы в каждой школе, в которых из детей пьют кровь не очень грамотные педагоги требуя невозможного. Если перейти к реальным задачам, решаемым в условиях массовой классно-урочной системы, в которой работают массовые педагоги, то из школы уйдет огромный напряг и для детей и для педагогов и для государства. При этом, мы в образовании ничего не потеряем, потому как сейчас школа гонится за неосуществимым, и ведь все равно ничего не получается и не получится.

О роли интеллигенции

Понятно, однако, что общество, имеющее только такую массовую школу, как я описал выше, развиваться не сможет. В состоянии школа обеспечить интеллектуальный потенциал или нет, а он, этот потенциал все же нужен. И это означает, что нам необходим новый образовательный институт, например, качественно новый уровень дополнительного образования, которое из дополнительного должно стать непрерывным. Просто необходимо, чтобы масса людей имеющих действительно высокий интеллектуальный уровень и умение интеллектуальной работы пришла к детям.
Надо сделать упор не на мифические педагогические знания, которых кстати, нет и у дипломированных педагогов, а на реальный багаж знаний и умений. Недаром еще Макаренко сказал, что дети любят и уважают тех людей, которые прежде всего умеют делать свое дело. Вот такая идея – масса маленьких школ одного учителя – физика, математика, программиста, технолога, изобретателя и т.д. и т.д. Через такого человека ученик сможет реально выйти на хороший уровень профессиональной деятельности и получит профессию в таком виде, что его уже не надо будет переучивать. Кстати зачатки такой системы уже были на заре цехового производства. Если помните мальчиков отдавали мастеру в обучение и он реально становился мастером, не диплом получал, а мастером становился.

С уважением, Виталий Потопахин

lotos-khv@yandex.ru

www.lotos-khv.ru

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Jan. 18th, 2015 08:38 pm (UTC)
Виталий Валерьевич здравствуйте! Я ваш, очень давний ученик (лет 10 прошло, а может и больше) и именно вы когда-то давно разожгли интерес ко всему софтверному не утихший и поныне. Расскажите пожалуйста, вы не ведете каких-то кружков сейчас? Всегда было интересно вас послушать и походы на занятия были праздником, выделяющим обычные дни среди всех остальных. Быть может вы ведете какие-нить лекции, которые можно послушать? был бы рад. Спасибо!
vitalyp
Jan. 19th, 2015 01:42 pm (UTC)
Я два года назад оформил полный развод с системой образования. Поэтому у меня сейчас есть школа программистов, но она сетевая. В реале я пока не существую. А за хорошие слова спасибо.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

vitalyp
vitalyp

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel