vitalyp (vitalyp) wrote,
vitalyp
vitalyp

Categories:

Игра как универсальный инструмент мышления

Ни для кого не секрет, что предметное обучение не решает задачи развития мышления в должной мере. Но также, надо понимать, что системные знания из любой области не могут не подталкивать развития интеллекта, причем даже по двум причинам. Во-первых, любые знания – это инструментарий мышления и, во-вторых, сам процесс наработки знания требует мыслительной работы, а значит наработка знания - это тренировка мышления. Поэтому говорить, что чисто знаниевая педагогика не развивает мышления тоже не верно.
Вопрос не в том, что лучше, накачивать знаниями или методами мышления, необходимы обе вещи. А вопрос в том, что может из себя представлять методология развития мышления в чистом виде. Вопрос очень сложный, я сейчас не собираюсь давать какие-то рецепты его полного решения, к тому же я уверен, что их просто нет. Моя цель показать один очень частный, но интересный метод. Это обучение игре. Конечно, речь идет не об обучении в игре в общем понимании, речь идет об играх интеллектуального характера наиболее известные представители которых это шахматы и шашки.
Идея совершенно не новая. Были попытки внедрить обучение шахматам в школы как предмет и вроде бы достаточно успешные. Но массовым движение шахмат в ученическую среду не стало, а следовательно есть смысл поговорить почему. Мне кажется, что шахматы не стали полноценным предметом по двум причинам. С одной стороны, замечательно, что за внедрение шахмат взялись хорошие шахматисты, но с другой это привело к тому, что шахматы стали целью обучения, а не средством развития мышления. А как цель, эта игра совершенно не обязательно должна стать целью всех и каждого, как и математика, как и физика, но математика и физика кроме функции развития мышления несут еще и очень серьезную мировоззренческую функцию и даже достаточно серьезную жизненную. Все же математика, хотя бы в своих основах нужна всем (хотя бы и не все это понимают) и физика весьма полезна для понимания многих вещей происходящих вокруг нас, чего не скажешь о шахматах. Умение игры в шахматы это только умение игры в шахматы. Мышление, конечно игра развивает, то вопрос насколько эффективно остается, так как в чистом виде такая задача оказалась проигнорирована.
Вторая причина – реальная сложность игры. Если шахматы становятся предметом, то необходимо посчитать, сколько детей способны в действительности овладеть ими на хорошем уровне. Владеть игрой чуть-чуть не имеет смысла. Немного математики, немного химии или немного биологии имеет смысл, а немного шахмат нет. Почему я уже сказал выше.
Таким образом, идея обучать мышлению в игре, на мой взгляд, на примере шахмат реализуется неудачно. Что не означает провал самой идеи. Мне удалось в рамках моей же школы программистов (объединение дополнительного образования) реализовать эту идею в полном виде, именно как развивающую, для чего потребовалась лишь одна небольшая корректива. Я обучал не одной игре, а многим, причем разного уровня сложности: Рэндзю, Халма, Столбовые шашки, Го-Бан, Го и т.д. и т.п. Всего я использовал в учебном процессе порядка 10 игр. Должен сказать, что это была только 1/10 часть возможного. Я десятки лет занимаюсь коллекционированием игр: различных эпох и народов и сегодня моя коллекция насчитывает более 100 описаний. Конечно, не всеми я владею, изучение техники игры и что более важно – техники обучения требует значительного времени.
Была правда еще одна не менее значимая тонкость в процессе. Конечно, для каждого ученика находилась любимая игра, но обязательным было освоение нескольких, и каждая игра изучалась с позиции некоторой системы общих принципов. В некотором смысле мои ученики изучали не Рэндзю или Сенегальские шашки, а Игру вообще и ее воплощение в некотором частном случае. Школы моей в очной форме уже нет. Сейчас я занимаюсь с людьми программированием только в дистанционной форме, и конечно игры как инструмент развития мышления мной уже не используется, но осталось ощущение громадных возможностей, для реализации которых, конечно необходима реальная школа. Причем навык игры остается у учеников надолго. Я встречаюсь иногда со своими бывшими ребятами, многие из которых уже далеко не ребята, и из разговоров понимаю, что навык игры данный тогда не забыт и что самое главное не забыта большая интеллектуальная работа. Поэтому думаю, что я был прав и надеюсь еще доведется повторить эту работу.

Виталий Потопахин www.lotos-khv.ru

lotos-khv@yandex.ru
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments