?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ни для кого не секрет, что предметное обучение не решает задачи развития мышления в должной мере. Но также, надо понимать, что системные знания из любой области не могут не подталкивать развития интеллекта, причем даже по двум причинам. Во-первых, любые знания – это инструментарий мышления и, во-вторых, сам процесс наработки знания требует мыслительной работы, а значит наработка знания - это тренировка мышления. Поэтому говорить, что чисто знаниевая педагогика не развивает мышления тоже не верно.
Вопрос не в том, что лучше, накачивать знаниями или методами мышления, необходимы обе вещи. А вопрос в том, что может из себя представлять методология развития мышления в чистом виде. Вопрос очень сложный, я сейчас не собираюсь давать какие-то рецепты его полного решения, к тому же я уверен, что их просто нет. Моя цель показать один очень частный, но интересный метод. Это обучение игре. Конечно, речь идет не об обучении в игре в общем понимании, речь идет об играх интеллектуального характера наиболее известные представители которых это шахматы и шашки.
Идея совершенно не новая. Были попытки внедрить обучение шахматам в школы как предмет и вроде бы достаточно успешные. Но массовым движение шахмат в ученическую среду не стало, а следовательно есть смысл поговорить почему. Мне кажется, что шахматы не стали полноценным предметом по двум причинам. С одной стороны, замечательно, что за внедрение шахмат взялись хорошие шахматисты, но с другой это привело к тому, что шахматы стали целью обучения, а не средством развития мышления. А как цель, эта игра совершенно не обязательно должна стать целью всех и каждого, как и математика, как и физика, но математика и физика кроме функции развития мышления несут еще и очень серьезную мировоззренческую функцию и даже достаточно серьезную жизненную. Все же математика, хотя бы в своих основах нужна всем (хотя бы и не все это понимают) и физика весьма полезна для понимания многих вещей происходящих вокруг нас, чего не скажешь о шахматах. Умение игры в шахматы это только умение игры в шахматы. Мышление, конечно игра развивает, то вопрос насколько эффективно остается, так как в чистом виде такая задача оказалась проигнорирована.
Вторая причина – реальная сложность игры. Если шахматы становятся предметом, то необходимо посчитать, сколько детей способны в действительности овладеть ими на хорошем уровне. Владеть игрой чуть-чуть не имеет смысла. Немного математики, немного химии или немного биологии имеет смысл, а немного шахмат нет. Почему я уже сказал выше.
Таким образом, идея обучать мышлению в игре, на мой взгляд, на примере шахмат реализуется неудачно. Что не означает провал самой идеи. Мне удалось в рамках моей же школы программистов (объединение дополнительного образования) реализовать эту идею в полном виде, именно как развивающую, для чего потребовалась лишь одна небольшая корректива. Я обучал не одной игре, а многим, причем разного уровня сложности: Рэндзю, Халма, Столбовые шашки, Го-Бан, Го и т.д. и т.п. Всего я использовал в учебном процессе порядка 10 игр. Должен сказать, что это была только 1/10 часть возможного. Я десятки лет занимаюсь коллекционированием игр: различных эпох и народов и сегодня моя коллекция насчитывает более 100 описаний. Конечно, не всеми я владею, изучение техники игры и что более важно – техники обучения требует значительного времени.
Была правда еще одна не менее значимая тонкость в процессе. Конечно, для каждого ученика находилась любимая игра, но обязательным было освоение нескольких, и каждая игра изучалась с позиции некоторой системы общих принципов. В некотором смысле мои ученики изучали не Рэндзю или Сенегальские шашки, а Игру вообще и ее воплощение в некотором частном случае. Школы моей в очной форме уже нет. Сейчас я занимаюсь с людьми программированием только в дистанционной форме, и конечно игры как инструмент развития мышления мной уже не используется, но осталось ощущение громадных возможностей, для реализации которых, конечно необходима реальная школа. Причем навык игры остается у учеников надолго. Я встречаюсь иногда со своими бывшими ребятами, многие из которых уже далеко не ребята, и из разговоров понимаю, что навык игры данный тогда не забыт и что самое главное не забыта большая интеллектуальная работа. Поэтому думаю, что я был прав и надеюсь еще доведется повторить эту работу.

Виталий Потопахин www.lotos-khv.ru

lotos-khv@yandex.ru

Profile

vitalyp
vitalyp

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel