vitalyp (vitalyp) wrote,
vitalyp
vitalyp

Category:

О деградации образования

Тема довольно избитая и заезженная. Я хочу пояснить только один нюанс. Я его почти не встречал в похожих рассуждениях, а мне кажется, что он существенен. Пожалуй даже два нюанса. Во-первых, надо разделить образование и систему образования. Вторая штука никогда не несла в себе каких-то сложных идей, работает на ближайшую потребу общества и деградировать не может в принципе, по одной лишь причине – ближайшая потреба заключается в минимальном умении организовать производство предметов потребления. Причем именно так, в минимальном, сейчас не нужны мастера – кустари, сейчас нужны люди способные быстро и точно выполнять простые операции. Это настолько просто, что не решить задачу профессиональной подготовки изготовителей ширпотреба - это надо хорошо постараться.
А все разговоры о том, что система образования не выполняет своих функций происходят от того, что разного рода интеллектуалы пытаются навязать ей функции которые она выполнять в принципе не предназначена. Например, функция интеллектуального развития, ну не её это дело. Действительно подумайте сами. Для того чтобы ребенка развивать школа должны быть высокоинтеллектуальной средой. А разве могут создать такую среду небольшие группы женщин (как бы учителя) замордованные кучами отчетов и двукратным перегрузом на работе. Это невозможно в принципе. Понять это не сложно, но почему-то многими не понимается. Мне недавно рассказали историю, как ученик в одной из хабаровских школ принес на урок химии жидкую ртутью. И вот, этот юный балбес, старшеклассник стоит перед учителем химии, катает сильнейший яд на ладони и спрашивает, что это такое. А училка объясняет ему, что это жидкий свинец. И на самом деле это не казус, а почти норма.
Примеры дикой безграмотности учителей можно приводить до бесконечности. А и откуда взяться образованности, если большинство из них перестали читать по сдаче последнего экзамена в институте. Конечно, есть в нашей среде небольшая группа фанатиков, но среди них встречается другая беда. Я видел учителя информатики изобретшего новое определение алгоритма. И я не смог его убедить, что такие вещи нуждаются в очень глубоком знании, одного энтузиазма не хватит, но у него горели глаза, и я понял, что разговор не имеет смысла. Я думаю, что если снять с системы образования всякие нереальные задачи вроде: развития личности, создания интегрированного образа мира и прочее, то окажется, что система достаточно успешна.
А второй нюанс заключается в самом образовании. По моему оно не деградирует, а приходит к своему логическому завершению. Наше образование, с тех пор как оно стало массовым жестко привязано к процессу материального производства. Собственно благодаря ему оно и стало массовым. Производство породило образование в современном понимании. Некоторое время считалось, что способ производства будет толкать образование вперед, предъявляя новые и новые требования. Но этого не происходит и происходить не может. На самом деле, никаких высоких требований просто нет. Если появляется сложный продукт, то его производство разбивается на множество простых технологических операций и от выполняющего требуется только точность и более ничего. Хороший работник сегодня – это человек умеющий выполнять один – два рабочих алгоритма, причем практически с линейной структурой. Мне как-то инженер - дорожник рассказал, что механизатором - универсалом у них считается человек способный пересесть с самосвала на грейдер. Вот как-то так.
Принцип разделения труда в производстве будучи перенесенным на образование делает сложное знание ненужным. Это действительно так. Задача материального производства с появлением конвейера и технологических линий решена полностью и значит и полностью решена задача образования. Повторюсь не системы образования, это всего лишь форма, а именно образования.

Поэтому, для того, чтобы образование получило импульс к развитию необходима новая задача. Большая задача, так чтобы она могла захватить значительную часть человечества. Такие задачи конечно есть, но боюсь для этого нужны и другие люди. Все-таки люди до сих пор полагают, что потребление в кредит это и есть главный смысл жизни.

Виталий Потопахин

www.lotos-khv.ru

lotos-khv@yandex.ru
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments